12:51
Логопедическая помощь обучающимся в МКУ Центр "Открытый мир"

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

В процессе речевого развития ребёнка формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Слово представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. В процессе психического развития ребёнка возникает речевое мышление, речемыслительная деятельность. Способность к речевому общению создает предпосылки для социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребёнка об окружающей действительности, совершенствуются формы её отражения.

Овладение ребёнком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжёлые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребёнком окружающей действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (нерешительности, застенчивости, замкнутости, чувства неполноценности и даже негативизма). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

В связи с этим актуален вопрос разработки рекомендаций по организации логопедической помощи в условиях ППМС-  центров, чтобы дать возможность ребёнку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие и успешную интеграцию в образовательную и социокультурную среду.

Цель логопедической помощи в условиях  МКУ Центра «Открытый мир»: обеспечение специализированной диагностико-консультативной, коррекционно-восстанавливающей помощи детям с нарушениями речи различного генеза, а также выявление резервных возможностей и перспектив в развитии ребёнка.

В процессе логопедического воздействия решаются следующие задачи:

- диагностика уровня сформированности разных сторон речи;

- выявление детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, и оказание им логопедической помощи;

- углубленное изучение механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности;

- изучение особенностей речевых нарушений и их коррекция при осложненных дефектах развития;

- выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах;

- констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы;

- адаптация логопедических диагностик и коррекционных методик;

- составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы;

- логопедическое сопровождение детей, находящихся в Центре.

Порядок оказания логопедической помощи в Центре

1. Логопедическая помощь - это помощь в достижении детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими первичные нарушения в развитии устной и письменной речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме, необходимого и достаточного для успешного освоения ими общеобразовательных программ. Оказание логопедической помощи обучающимся осуществляется учителем-логопедом на безвозмездной основе.

2. Логопедическая помощь осуществляется на основании:

- заключения  психолого--педагогической комиссии (далее - ПМПК) и (или) психолого-педагогического консилиума (ППк) ППМС-центра  о наличии у обучающегося особенностей в физическом и (или) психическом развитии и необходимости оказания ребёнку логопедической помощи;

- личного заявления одного из родителей (законных представителей).

3.Логопедическая помощь оказывается детям (с раннего детства), имеющим следующие первичные нарушения в развитии устной речи, препятствующие успешному освоению образовательной программы дошкольного образования:

- нерезко выраженное общее недоразвитие речи (далее - НВОНР);

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее - ФФНР);

- фонематическое недоразвитие речи (далее - ФНР);

- фонетическое недоразвитие речи - нарушение произношения отдельных звуков (далее - НПОЗ).

Логопедическая помощь оказывается школьникам, имеющим следующие первичные нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие успешному освоению основных общеобразовательных программ:

- общее недоразвитие речи (далее – ОНР);

- нерезко выраженное общее недоразвитие речи (далее - НВОНР);

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее - ФФНР);

- фонематическое недоразвитие речи (далее - ФНР);

- фонетическое недоразвитие речи - нарушение произношения отдельных звуков (далее - НПОЗ);

- заикание;

- нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР, НВОНР, ФФНР, ФНР.

4. Списки обучающихся для оказания логопедической помощи формируются ежегодно в начале учебного года и утверждаются приказом руководителя  ППМС-центра, с указанием конкретного периода коррекционно-развивающей работы в отношении каждого обучающегося; изменения и дополнения вносятся в течение учебного года при необходимости.

5. Период коррекционно-развивающей работы зависит от степени выраженности речевых нарушений, индивидуально-личностных особенностей и может варьироваться от 6 месяцев до 3 лет. Рекомендуемые сроки коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, которым оказывается логопедическая помощь, составляют:

- для обучающихся с НВОНР, обусловленным дизартрией - 2 года;

- для обучающихся с НВОНР, обусловленным дислалией - 1 год;

- для обучающихся с ФФНР, обусловленным дизартрией и дислалией - 1 год;

- для обучающихся с ФНР - до 1 года;

- для обучающихся с ОНР - до 3 лет;

- для обучающихся с нарушением письменной речи – до 2-3 лет.

6. Содержание деятельности по оказанию логопедической помощи определяется учителем-логопедом, который осуществляет выбор коррекционно-развивающих программ или разрабатывает коррекционно-развивающие программы, на основании которых им проектируется рабочая программа с учётом возрастных, психологических и (или) физиологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

7. Основной формой логопедической помощи обучающимся является коррекционно-развивающее занятие (групповое, индивидуальное). Для проведения групповых занятий формируются подгруппы обучающихся (от 2 до 6 детей). Объединение обучающихся в подгруппы осуществляется в зависимости от вида и структуры речевых нарушений, возраста обучающихся. Периодичность проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися устанавливается учителем-логопедом, в зависимости от вида и структуры речевых нарушений и варьируется от 1 до 3 занятий в неделю.

Продолжительность коррекционно-развивающих занятий составляет для воспитанников  до 5 лет: групповые занятия - 15-20 минут, индивидуальные занятия - 10-15 минут; для воспитанников 6-7 лет: групповые занятия - 25-30 минут, индивидуальные занятия - 15-20 минут. В некоторых случаях, в зависимости от особенностей работоспособности воспитанника, продолжительность индивидуального занятия может быть сокращена.

Продолжительность групповых коррекционно-развивающих занятий с учащимися начальных классов составляет: для учащихся 1 классов- 35-40 минут; для учащихся 2-4 классов - 40-45 минут; индивидуальных занятий – 20 минут.

8. Логопедическая помощь оказывается в соответствии с расписанием коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, разработанным учителем-логопедом и утвержденным приказом руководителя Центра.

 

 

Категория: Новости | Просмотров: 12 | Добавил: galinados | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar