14:11 Шаг к "Доступной среде" | |
«Если я чем-то на тебя не похож,
Детская инвалидность относительно недавно стала предметом специальных исследований. Серьезные исследования относительно развития детей вообще начали проводиться только после второй мировой войны, а это в масштабах развития человечества очень скромный отрезок времени. И нельзя не отметить, что динамика в данном вопросе явно положительная – от физического уничтожения, непризнания и изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными дефектами в общество, создания для них без барьерной среды. Правовые принципы защиты инвалидов так же начинают формироваться только со второй половины XX века. Первым актом, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году Декларации прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. Еще один важный правовой акт, это Конвенция о правах инвалидов, которая была принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН только в декабре 2006 года. Вот что мы можем прочитать в этом документе: 1. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. 2. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка.
В настоящее время на территории нашего района проживает 153 ребенка с ОВЗ , в том числе 45 детей –инвалидов, обучающиеся в дошкольном и среднем звене. Это актуализирует необходимость совершенствования системы социальной помощи и поддержки. Проблема заключается в ограничении детей связи с миром, в недостатке контактов с детьми и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям. А так же негативного отношения со стороны окружающих, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества жизни. Поэтому формирование толерантного отношения социума к людям с особенностями становится все более актуальным, требующим серьезного внимания. Всем известно, что уровень развития общества можно определить по его отношению к людям, имеющих ограниченные возможности. Готово ли мы к принятию других людей: не таких, как все? Готовы ли оказать им поддержку, внимание и заботу? За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к людям с ограниченными возможностями. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.
Толерантность не означает только признание факта существования "Другого", но и означает возможность "Другого" чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе. Толерантность к инвалидам подразумевает уважение и сострадание по отношению к людям с ограниченными возможностями. Однако, не стоит его путать с жалостью. Толерантность к инвалидам в первую очередь проявляется в признании их как личности, обладающей всеми правами здорового человека, а также в оказании им необходимой помощи. Важнейшей тенденцией для нас – является создание образовательного пространства как «территории толерантности», так как основными источниками формирования толерантности являются семья и образовательная среда. Семья – это живой пример семейных приоритетов: отношений взрослых, их мнений, суждений, поступков. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды. Семья ребенка с психофизическими недостатками рассматривается как реабилитационная структура, обеспечивающая условия его оптимального развития. Характер взаимоотношений ребенка с родителями обуславливает его эмоциональное благополучие и адекватность будущих отношений с социальной средой. Благоприятный психологический климат в семье зависит не только от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранения активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем Традиционные представления о детях с нарушениями в развитии в последнее время значительно изменились. Если раньше такой ребенок мог вызвать лишь сочувствие и рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь он считается равноправным, независимым, но нуждающимся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода меняется отношение педагогов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями.
Учитель -логопед Центра психолого-медико-социального сопровождения «Открытый мир» Елена Сергиенко | |
|
Всего комментариев: 0 | |