14:11
Шаг к "Доступной среде"

                                                                          

«Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери

 

 

Детская инвалидность относительно недавно стала предметом специальных исследований. Серьезные исследования относительно развития детей вообще начали проводиться только после второй мировой войны, а это в масштабах развития человечества очень скромный отрезок времени. И нельзя не отметить, что динамика в данном вопросе явно положительная – от физического уничтожения, непризнания и изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными дефектами в общество, создания для них без барьерной среды.

Правовые принципы защиты инвалидов так же начинают формироваться только со второй половины XX века. Первым актом, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году Декларации прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

Еще один важный правовой акт, это Конвенция о правах инвалидов, которая была принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН только в декабре 2006 года.

Вот что мы можем прочитать в этом документе:

1. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми.

2. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка.

  1. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права».

В настоящее время на территории нашего района проживает 153 ребенка с ОВЗ , в том числе 45 детей –инвалидов, обучающиеся в дошкольном и среднем звене. Это актуализирует необходимость совершенствования системы социальной помощи и поддержки.

Проблема заключается в ограничении детей связи с миром, в недостатке контактов с детьми и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям. А так же негативного отношения со стороны окружающих, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества жизни. Поэтому формирование толерантного отношения социума к людям с особенностями становится все более актуальным, требующим серьезного внимания. Всем известно, что уровень развития общества можно определить по его отношению к людям, имеющих ограниченные возможности. Готово ли мы к принятию других людей: не таких, как все? Готовы ли оказать им поддержку, внимание и заботу?

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к людям с ограниченными возможностями.

Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

  • Толерантность(лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года толерантность понимается как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира", "гармония в многообразии". Принцип толерантности требует терпимого отношения к любому человеку иной этнической, расовой, религиозной, языковой, социальной принадлежности, терпимость к инвалидам и людям, исповедующим иные политические взгляды.

Толерантность не означает только признание факта существования "Другого", но и означает возможность "Другого" чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе. Толерантность к инвалидам подразумевает уважение и сострадание по отношению к людям с ограниченными возможностями. Однако, не стоит его путать с жалостью. Толерантность к инвалидам в первую очередь проявляется в признании их как личности, обладающей всеми правами здорового человека, а также в оказании им необходимой помощи.

Важнейшей тенденцией для нас – является создание образовательного пространства как «территории толерантности», так как основными источниками формирования толерантности являются семья и образовательная среда.

Семья – это живой пример семейных приоритетов: отношений взрослых, их мнений, суждений, поступков. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды. Семья ребенка с психофизическими недостатками рассматривается как реабилитационная структура, обеспечивающая условия его оптимального развития. Характер взаимоотношений ребенка с родителями обуславливает его эмоциональное благополучие и адекватность будущих отношений с социальной средой. Благоприятный психологический климат в семье зависит не только от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранения активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем
горе, не уходила ―в себя, не стеснялась своего ребенка. Внешние стратегии основываются на умении опираться на людей и учреждения, не входящие в систему семьи. К ним относятся: умение находить и использовать помощь других людей – соседей, друзей, других семей со сходными проблемами; способность находить духовную поддержку –советы, умение использовать ресурсы государственной поддержки.

Образовательная среда имеет свои ценности, особую систему отношений, актуальные виды свободной и обязательной деятельности. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов. Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека. Когда семья, детский сад, школа, другими словами «образовательное пространство», станет «территорией толерантности», только тогда можно будет говорить о толерантном обществе, где ко всем будут относиться с пониманием, уважением, добротой.

Традиционные представления о детях с нарушениями в развитии в последнее время значительно изменились. Если раньше такой ребенок мог вызвать лишь сочувствие и рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь он считается равноправным, независимым, но нуждающимся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода меняется отношение педагогов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями.

 

Учитель -логопед Центра психолого-медико-социального сопровождения

«Открытый мир»

Елена Сергиенко

Категория: Новости | Просмотров: 149 | Добавил: tulneva85 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar